О переводе трехфазных двигателей на однофазный режим работы

   Включение трехфазных двигателей небольшой мощности (до 1000 примерно ватт) на питание от однофазной сети 220 В подробно описано в Интернете и, как правило,  не вызывает затруднений: переключаем на «треугольник» (если на шильдике написано «220/380»), подключаем рабочий конденсатор из расчёта 6 - 7 мкФ на 100 Вт мощности двигателя, 2 конца в сеть, крутится..

   После пуска стоит подобрать рабочую ёмкость либо по отсутствию характерного гула двигателя или по примерному равенству токов в обмотках под нагрузкой  (удобно использовать измерительные клещи).
   При необходимости добавляем отключаемый пусковой конденсатор ёмкостью в 2-3 раза больше рабочего. Пусковую ёмкость подбираем по уверенному пуску.
   Для маломощных двигателей это почти всегда работает.

   Для мощных (1 - 5,5 кВт), которые в бытовых условиях используются чаще всего как привод деревообрабатывающего оборудования, возникают прежде всего проблемы с пуском: пуск холостого хода не обеспечить, пусковая ёмкость необходима значительно большей величины, значительно увеличиваются её размеры и стоимость.
   В Интернете на эту тему больше разговоров и рассуждений, чем практики.

   Решение простое: использовать в качестве пусковых встречно включённые (минус к минусу, шунт 100-200 кОм) электролитические конденсаторы.
   На практике использовались конденсаторы К50-17 ёмкостью 800-1500 мкФ на напряжение 300-400 В, в качестве рабочего - один или два  К75-17 50 мкФ на 1000 В (это такой «кирпичик» 85х50х140).
   С теорией немного не сходится, но работает. С места рвёт, даже подпрыгивает.
   В некоторых случаях двигатель начинает пускаться в произвольную сторону (это заметно по «дрожанию» ротора в момент пуска) - тогда пусковую ёмкость нужно уменьшить.
   Из возможных пускателей наиболее удобным оказался ПНВС10 - три группы контактов, одна из них размыкается при отпускании пусковой кнопки. Можно использовать и ПНВ30 с соответствующей доработкой.
   В итоге вся конструкция  имеет габарит примерно 20х20х15 см.

   Если двигатель на 380 В и из него выходят 3 конца - придётся снять передний щит, найти общую точку обмоток, рассоединить и вывести их наружу для того, что бы переключить двигатель на треугольник. Важно при этом не перепутать начала-концы обмоток. Собранную схему до дальнейшего монтажа неплохо проверить включением двигателя на 3 фазы 220 В (хотя, если у Вас нет 3-х фазного 380, нет и 3-х фазного 220...).
   Таким способом на одну фазу было переведено значительное количество двигателей - отказов и замечаний не было.

   При эксплуатации двигателя необходимо учитывать следующее:
- работа однофазного двигателя без нагрузки - наиболее тяжёлый режим,
- при пуске обмотки двигателя испытывают значительную перегрузку, поэтому не рекомендуется делать больше трёх пусков подряд,
- блок конденсаторов всегда должен быть закрыт для исключения разбрызгивания электролита при аварийной ситуации (это необходимо делать и при пробных пусках в процессе работ по монтажу и настройке),
- при использовании  пускателей ПНВ выключать двигатель необходимо только кнопкой «стоп» пускателя, это же надо делать при пропадании напряжения в сети в процессе эксплуатации.
   Проблемы с пуском у проверенного и установленного на место двигателя могут возникать, как правило, в трёх случаях:
- слишком тонкий и длинный сетевой провод,
- напряжение в сети меньше 180 В,
- перетянут приводной ремень.

Успехов в работе.

 

Да, кстати, вот так можно проверить статор трёхфазного двигателя (метод назывался "проверить на шарА" :) )

 

Материалы сайта, которые также могут Вас заинтересовать:

Станок деревообрабатывающий СБД-2. Руководство по эксплуатации (jpg)

 
© 2008 ЗАО АО Континент
Создание, веб дизайн, поддержка сайтов megagroup.ru
 
о переводе трехфазных двигателей на однофазный режим работы