как ни крути...

или кто всё-таки изобрёл первую электрическую дрель

...

Генри Форд?

Павел Николаевич Яблочков?

Братья Черепановы?

Или Роберт Бош?

«Дрель с пистолетной рукояткой»: «пистолетная» - откуда?
Случайно или что-то есть за этим?

Говорят, мол, американцы D.Black и A.Decker - первые. Так?

Как ни крути, а отвечать надо...

Покопался в архивах, и вот какая получилась история.
С географией.

.

Слова «электрическая» и «дрель» встали  рядом ещё в 1868 г. благодаря механику (по другим данным - дантисту) Джорджу Грину (George Green), применившему на практике в зубоврачебном кабинете конструкцию из двигателя, гибкого вала и наконечника. 

Да, бур и двигатель были разнесены, но стоматологу иначе никак... 

   

А уже с 1872-го года американская компания Самуэля Вайта (Samuel White) S.S.White Company начала их серийный выпуск. 

Какие, кстати, простые фамилии: White, Green, Black...  

Не сразу этот аппарат нашёл признание: тогда дантисты работали всё больше по квартирам на педальной технике, электричество - дорого...
Да и недавняя британская прикольная новинка - механическая заводная дрель долгое время ещё оставалась популярной:
 

 

Завода пружины хватало на 2 минуты. 

Не эта ли штука, как пример удачного решения проблемы работ в ограниченном пространстве, послужила прототипом вот этих угловых дрелей образца 1938 и 2009 годов: 

 .....

Если в 1872-м году, когда американец Самуэль Вайт начал выпускать первые электрические дрели для медицины (это уже потом их назвали бормашинами), предприятие братьев Файнов (Mechanische Werkstatt C.& E. FEIN) только-только начинало (5 лет не срок: механика всякая по мелочи, пожарка, приборчики для медицины, баловство, короче), то к 1894-му имя Вильгельма Файна знают на обоих континентах. 

И дело даже не в том, что он владеет несколькими заводами, не в том, что на груди Золотая медаль, вручённая Вильгельму Файну лично королём Вильгельмом II Вюртембергским...

К тому времени FEIN - это разработка, производство и монтаж систем пожарной сигнализации, телефонная связь, энергетика, измерительная техника, осветительное оборудование, научные труды, учебники, благотворительная деятельность, многое другое...
Казалось, куда уж больше... 

Но в 1894 году Вильгельм Файн попадает наконец к стоматологу. 

К этому времени стоматологическая техника Грина трудами Вайта стала намного приличней: как-никак 20 лет прошло... 

Поспать Файну в кресле толком так и не удалось: гибкий вал всё время цеплял за ухо.

Подумалось вдруг: а не забацать ли эту байду - двигатель и сверло - в одном флаконе, без гибкого привода, мне ж не зубы сверлить... старый, правда, уже, сыну скажу, Эмилю, пусть крутится... 

Ja, ja, не забыть бы...

И с 95-го началось, механиков хватало: 

 

Это только основные модели, и то не все, а сколько было разновидностей... 

О «пистолетной рукоятке» тогда не могло быть и речи: такие громоздкие конструкции могли быть только «двуручными»... 

До первой дрели от Black&Deckera'а было тогда как до Луны...
...


На Луну первая дрель (ALSD) попадёт через 70 с лишним лет именно в такой, файновской «двуручной» компоновке:
 

 

Теперь она стоит в Смитсоновском музее в Вашингтоне (Smithsonian  National Air and Space Museum). 
Размеры без бура: 55 х 25 х 18 см, вес 13,4 кг.
Указан и изготовитель: компания Martin Marietta Aerospace...
...


На 30-и летие предприятия коллеги подарили герру Файну его же творение, подарочный вариант:
 

  

Именно этот цвет деревянных ручек станет вскоре корпоративным цветом, одним из основных элементов фирменного стиля компании. 

...

Примерно в те же годы знаменитая немецкая фирма Siemens&Halske (телеграфные сети по всему миру, первая в мире электрическая дорога, первый трамвай, работы по созданию троллейбуса, первое метро в Европе и многое что другое) сделала свой дрельный девайс: 

 

Сделала как инструмент для собственных заводских нужд. 
Делов-то: приставить двигатель к механической дрели через ременную передачу.

Ограниченный тираж, лишнее пошло в продажу по стоимости 185 марок - 2-х месячная зарплата квалифицированного рабочего того времени.

Раскупили быстро: Siemens!
Но Вернеру Сименсу это было не очень-то и интересно, о том, что на одном из его заводов сделали ручную дрель он и узнал-то не сразу...

...

Мобильные «двуручники» Файна и Сименса дали возможность активно развиться тогдашнему малому бизнесу, использовали их в своей механической мастерской и приятели D.Black и A.Decker... 

1914 год. Америка, Балтимор. 

От дантиста, с тампоном за щекой, из-под уже сорок лет работавшей стоматологической дрели Грина вернулся бледный Дункан Блэк. 

- И как оно? - спросил его Деккер
- Да застрелиться легче, Алонзо! - ответил Блэк ключевой фразой
- OK! Хорошая мысль!

Взгляд Деккера упал на лежавшую под столом дрель Файна... 

К тому времени предприятие, в которое Блэк и Деккер 4 года назад вложили  по 600 баксов, было на грани закрытия, дела шли неважно: оборудование для крышек молочных бутылок и производства леденцов не очень-то пользовалось спросом.
Нужна была новая идея, своего рода паровоз... 

А тут как раз Colt: его очередной вариант пистолета образца 1911 года был принят на вооружение и успешно пошёл в серию.

Популярность этой модели была такова, что даже высшие чины государства заказывали индивидуальные экземпляры.

 

Чем не паровоз?

 

Неделя ушла на эскизы  и машинисток...

И родилось: 

«Нормально, Григорий!
Отлично, Константин!» 

В чистом виде пистолетная рукоятка (в общем и не очень-то похожая на кольтовскую) со спусковым крючком приставлена к Файновскому двигателю. 

То, что торопились, понятно сразу: к тому времени Морзе уже изобрёл свой конус, да и кулачковые патроны были уже в ходу, а тут крепление сверла 1 в 1 как у первых экземпляров Файна. 
Причём сами понимали, что одной рукой эту «пистолетную дрель» не то, что невозможно удержать из-за веса - её невозможно одной рукой держать по определению, по конструкции - и оставили сзади привычную рукоятку. 

Заявку на патент сдали в декабре 14-го.
Всего-то три странички... 

Чудная конструкция сразила балтиморских чиновников, особенно здесь:

То есть, нажал - включилась, нажал - выключилась...
А если заклинит и вырвет из рук?
Нет ответа. 

А тут ещё этот ободок вокруг курка (как он называется на оружии: рамка? спусковая скоба?): остаться без пальца или со сломанным - легко... 
Убедил только тот аргумент, что это - защита от случайного включения, как и на кольте - от выстрела: безопасность, понимаешь...

В итоге «таможня дала добро» только через три года (заканчивался 1917-й). 

К тому времени нашлись уже и нужные люди в сенате, удалось разместить акции и найти денег, да и дрель была уже готова в 16-м: 

 

Первым заказчиком стало именно военное ведомство, а это уже серьёзно, не леденцы-карамельки.

...

Дрель действительно оказалось удачной, появилась возможность привлечь инженеров, рекламщиков, расширить производство. 
Процесс пошёл...

К 28-му году она приняла очень достойный вид:

 

(так и просится ремень дополнительно через плечо)

...

Конкурентов было немало:

      

... 

Но выбор военных решил всё, тут уже не поспоришь...
Эта дрель тогда уже была не единственной, моделей хватило на 43-х страничный цветной каталог. 

Большой модельный ряд, огромные объёмы выпуска, мощная реклама и, конечно, надёжность самих изделий, сделали Black&Decker безусловным лидером дрелестроения всю первую половину 20-го века. 

...  

 

 

.

Вот и дядька точно прикупит такую: 

Неясно только, почему в Штатах нет памятника Samuel Duncan Black'у и Alonzo Galloway Decker'у.

Есть, правда, Decker Street и Decker Avenue (авеню - в самом Балтиморе, их там даже две), есть Samuel Street в Дейтоне...
И всё? 
Доску хотя бы мемориальную...

Ладно, сам тогда организую музейчик.
К 100-летию компании...

...

Листал патенты и наткнулся на удивительную вещь: патент Black и Decker'а на защитную противоизломную трубку на сетевой шнур: 



Здесь этот патент можно посмотреть полностью

...

В 31-м дрели, очень похожие на первую дрель от Black&Decker'а по лицензии стали производиться в Союзе, на одном из двух заводов колонии НКВД имени Дзержинского в Харькове:

 

Американскую родственницу на заводе так и называли: «американка». 

Забавную дискуссию во время приёмо-сдаточных испытаний первой дрели приводят в воспоминаниях очевидцы: 

«...снова поставили «ФД-3» на пробный стол, снова два десятка голов склонились над ней, и снова главный инженер Горбунов сказал с тоской:
- Искрит...
- Искрит, дрянь! - сказал Васька Алексеев.
- Американка не искрила, - завистливо вспомнил Горбунов.
- Не искрила, - вспомнил и Васька.
- Да, не искрила, - подтвердил еще один инженер.
- Американская точь-в-точь искрила.
- Откуда ты знаешь?
- Я помню, как пускали. И должна искрить, потому вентилятор здесь такой. ...
Послали в Москву, ахнули поклоном старшим.
- Дайте одну «Блек и Деккер»!
Дали.
Привезли американку, поставили на пробный стол.
И на фоне жужжания машинки неожиданно громко сказал Одарюк:
- Ну вот, говорил же я... »

...

Живой экземпляр дрели, ставшей легендой Black&Decker'a, удалось отыскать в одной из комиссионок: 

...

Легенда легендой, но почему же сегодня B&D очень уж аккуратно пишет на своём сайте, как бы не договаривая: 

«1917 - компания получила патент на пистолетную рукоятку и курковый выключатель для дрелей»?

То есть о первенстве в производстве, как это принято считать, - ни слова.
(Да и не компания получила - конкретные люди) 

Не потому ли, что в 1916 году, когда в Америке появилась первая дрель от  Black&Decker'a, в Германии уже с 1908 года работали «пистолетные» дрельки от AEG: 

 

и в AEG этому значения особенного не придавали: для них тогда это был своего рода ширпотреб, товары народного потребления. 

И не до этого скоро стало: в Европе начинались политические игры, которые привели в итоге к  Первой мировой и концерн AEG получил заказ от военного ведомства Германии на проектирование и выпуск самолётов (первый был изготовлен в 1910 году).

Продолжали выполняться другие крупные заказы, в том числе и для России: выпуск силового оборудования, строительство первой в России электрической железной дороги, трамвайной линии в Киеве. 

В связи с объявлением Германией войны России и приближением фронта в 1914 году пришлось эвакуировать российский филиал концерна в Риге, работавший там с 1904 года, а это около тридцати железнодорожных составов оборудования, около 3000 рабочих и инженеров.

И не в Германию - в Россию, под Харьков. 
Там, в чистом поле, с нуля, за полтора года было построено новое предприятие, состоялось торжественное его открытие...

Но 17-й год не оставил харьковскому AEG никаких шансов: тогда это называлось экспроприацией... 
Сегодня в этих корпусах работает одно из крупнейших предприятий Украины - Харьковский электромеханический завод. 

К инструментам AEG вернулось уже много позже, в 1924-м: 

 

К сожалению, две мировых войны, прокатившихся по Европе, не оставили скорее всего живых экземпляров этих изделий, во всяком случае мне не удалось найти информации об их обладателях. 

Было бы здорово, если б кто-то из владельцев первых дрелей AEG всё-таки откликнулся...

В Ригу AEG ещё придёт, опять, правда, не вовремя - в 1941-м, сразу после прихода войск вермахта.
Успеет даже выпустить несколько тысяч военных радиостанций и радиоприёмников.

В 44-м власть переменится и на месте взорванного при отступлении завода отстроится заново рижский VEF, первая продукция которого появится уже в 45-м.

...

Вообще история AEG каким-то странным образом в конце 19-го - начале 20-го века оказалась связанной с Ригой: ведь именно из рижского политехнического института в 1881 году за политическую деятельность был исключён без права поступления в другие учебные заведения Российской империи Михаил Доливо-Добровольский. 

Эмигрировал в Германию, работая инженером на одном из крупнейших предприятий, изобрёл трёхфазный двигатель, предложил основы использования трёхфазного тока, обосновал целесообразность его применения, разработал принципы его передачи на сверхдальние расстояния и уже с 1909 года в возрасте 47-и лет в должности директора этого суперконцерна выполнял несколько грандиозных проектов по всей Европе и не только. 

Начало первой мировой, объявление Германией войны России, навязанные военные заказы, настойчивые предложения сменить российское гражданство - всё это вынудило Доливо-Добровольского расстаться с концерном и уехать в Швейцарию... (Поразительный, кстати, факт приводят между делом биографы: «живя в Швейцарии, Доливо-Добровольский испытывал серьёзные материальные трудности...»)

Не любят немцы об этом... 

Назывался тот концерн, в котором Доливо-Добровольский проработал более 20 лет, 
Allgemeine Elektrizitaets-Gesellschaft, AEG.
Тот самый, где в 1908 году выпустили первую пистолетную дрельку. 

Таким образом, у истоков создания первой электрической дрели в её сегодняшнем понимании стоял 

Михаил Осипович Доливо-Добровольский, 

русский, подданный России, уроженец Санкт-Петербурга. 

 

Как ни крути.

...

...

P.S.
Чуть раньше рассказал эту историю на Мастерсити

 
© 2008 ЗАО АО Континент
Создание, веб дизайн, поддержка сайтов megagroup.ru
 
Кто же всё-таки первую электрическую дрель изобрёл?